The Carnatic
Местоположение: риф Абу-Нухас.Глубина: 15-27 м.
Длина корабля: 89 м.
Водоизмещение: 1.776 т.Построен в 1862 г.Затонул 13 сентября 1869 г.
В 1 час ночи 13 сентября 1869 г. появилось сообщение, что пароход Карнатик под командованием капитана П.Б.Джонса налетел на рифы лишь несколько часов спустя после прохождения Суэцкого канала на пути в Бомбей. На борту Карнатика было более 230 пассажиров и членов экипажа. Корабль перевозил консигнационную партию монет ценностью более 40 тысяч фунтов стерлингов, а также вино и Лондонскую содовую воду.
Путешествие началось удачно. Погода была хорошей, море — спокойным. И, возможно, все так бы и продолжалось, если бы не небольшая навигационная ошибка, из-за которой судно село на мель. Фактически, именно хорошая погода превратила эту историю в трагедию. На рассвете стало ясно, что судно прочно сидит на рифе, а море спокойно. Было принято решение, оказавшееся фатальным для пассажиров и членов экипажа, — провести на борту корабля вторую ночь. Работы по организации эвакуации разворачивались неспешно.
В 10.50 вечера корабль неожиданно раскололся на две части. В смятении 27 пассажиров и членов экипажа были снесены обломками и утонули. Выжившие сумели перетащить корабельные лодки через риф. Поджигая кипы хлопка, паля из ракет, они смогли привлечь внимание другого корабля — Суматры, который и принял их на борт.
Карнатик водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, оставался неподвижным на коралловом склоне. Его передняя фок-нок-рея поднималась над поверхностью воды. Когда информации достигла Ллойда, было принято решение предпринять спасательную экспедицию под командой капитана Генри Д. Гранта. В состав экспедиции входили 2 водолаза. В этом и состоит символическое значение Карнатика для современных аквалангистов: именно на этом судне была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружений в шлеме.
Более века назад погружение на затонувшее судно было трудным и опасным. В конце концов, один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел достичь почтовой комнаты, где хранился груз золота. 25 октября 1869 г. первый сундук с золотом был поднят на поверхность. Всего было поднято 32 тысячи фунтов стерлингов. Возникает логичный вопрос: а как же остальные 8 тысяч? Возможно, они и до сих пор находятся среди обломков Карнатика! На протяжении нескольких месяцев Карнатик оставался на своем месте, на рифе, посещаемый лишь местными бедуинами, которые тащили все, что им позволяла достать техника свободного погружения. Но в марте 1870 г. поврежденный пароход соскользнул на морское дно. Скользя по дну, Карнатик раскололся на три части.
Самая впечатляющая — корма с высоким полуютом и характерно большим винтом, наполовину ушедшим в грунт. Судно в значительной степени подверглось соляной коррозии. Угол, образованный кормой и песчаным дном, вместе с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляют замечательную композицию для фотосъемки. Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой палубы и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя. Неподалеку расположилась носовая часть, которая также доступна для исследования. Исследуя носовую часть, аквалангисты получат возможность рассмотреть прямоугольные амбразуры пассажирских кают, а также кольцо крепления бушприта…
Chrisula K
Местоположение: риф Абу Нухас.Видимость: Хорошая.
Длина: 106 м.
Грузоподъёмность: 3700 т.
Затонул 30 октября 1981 г.
У подножья печально знаменитого рифа Абу Нухас покоится и греческое судно «Крисула К». Оно попало сюда в 1981 году. В результате удара нос корабля разрушился, а сам он затонул, опустившись на дно правым бортом.
Этот громадный и живописный корабль соблазняет своими лабиринтами и трюмами. Проникновение в этот металлический город оставит у вас огромное количество впечатлений и эмоций.
Стоит также отметить, что видимость здесь практически идеальная. Постоянное переменное течение усносит прочь взвесь и планктон, поэтому для любителей подводной фотосъёмки это поистине находка!
Dunraven
Местоположение: на юге Шааб Махмуда (Sha’ab Mahmoud), у скалы Beacon Rock в 6,9 милях к западу от Рас Мохаммеда.
Доступ: Два часа в пути мимо заповедника Рас Мохаммед (Ras Mohammed).Средняя глубина: 23 m.
Максимальная глубина: 30 m.
Это небольшой, но очень красивый риф, с маленьким маяком.
В 1876 году именно на этом месте потерпел крушение Британский торговый пароход «Данрейвен», направлявшийся в Бомбей. В этой местности часты сильные морские волнения, но на месте риф частично защищает от волн. «Данрейвен» (длина 80 м, ширина 10 м) был построен в 1873 году в Ньюкастле, а в 1876 году натолкнулся на риф и от удара потерпел крушение. Так он и лежит, перевернутый, расколотый надвое. А найдено это судно было только в 1977 году.
Так как груз (древесина и рулоны хлопка) сгорели во время пожара, возникшего при кораблекрушении, судно теперь напоминает пустую пещеру. Можно легко проникнуть внутрь корпуса, где Вас гостеприимно встретят нынешние «хозяева» — огромные групперы, крылатки и рыбы-крокодилы.
Проплывая мимо парового котла, Вы испытаете необыкновенное ощущение. Дело в том, что это место облюбовали рыбки-стекляшки, необыкновенно крупные по размеру и совершенно не боящиеся людей. Они деловито снуют вокруг своих гостей, доверчиво заглядывая в маски.
Корпус покрыт кораллами, которые вы наблюдаете при возвращении назад, а затем вы перемещаетесь в район рифовой стены и заканчиваете погружение на мелководье. Изобилие морских скатов, возможна встреча с акулой и рыбой-наполеоном.
El Mina
Местоположение: порт Хургады.
Глубина: 25-30 м.
Видимость:слабая.
Длина:
Водоизмещение:
Построен
Затонул в 1967 году
Eгипетский военный корабль потопленный израильтянами в 1967 году в порту Хургады, максимальная глубина 30 м. История этого судна, ранее принадлежащего Советскому Союзу и переданному Египту противоречива: по одной из версий корабль стоял на якоре и был потоплен израильской авиацией во время египетско-израильского конфликта
По другой версии судно наскочило на одну из своих же мин и затонуло. Wreck Эль Мина считается лучшим затонувшим кораблем в районе Хургады. Однако из-за его места расположения Вы можете столкнуться с ограниченной видимостью под водой и довольно-сильным течением.
Поэтому погружение на этот корабль проводится вдоль натянутого каната. При осмотре судна не рекомендуется заходить внутрь корабля через пробоину в правом борту — это довольно узкое отверстие позволяет увидеть ядовитых крылаток, постоянно обитающих в трюме.
На самом корпусе судна можно встретить несколько не менее опасных стоун-фиш, поэтому смотрите — к чему Вы прикасаетесь руками на корабле!
Ghiannis D
Местоположение: риф Абу-Нухас.Глубина: 30-35 м.Длина: 100 м.
Водоизмещение: 2.900 т.
Построен в 1969 г.
Затонул 19 апреля 1983 г.
Греческий теплоход Джаннис Д, затонувший в 1983 году, стал ещё одной жертвой злополучного рифа Абу-Нухас, который не зря называют кладбищем кораблей.Судно налетело на риф и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.
Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря — крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.
Корпус судна сохранился практически целиком, с отрезанной от последней трети носовой частью. Погружение обычно производится с кормы и включает осмотр судна целиком. Гребной винт его до половины ушел в грунт. Верхней точкой судна является пароходная труба, напротив расположен капитанский мостик, грот-мачта и вход в машинное отделение. 20-метровая носовая часть опрокинута на левый бок, с видом на отверстие клюза, выпускающего якорную цепь…
Корабль сильно наклонен, поэтому внутри него наши чувства вступают в противоречие друг с другом — органы равновесия предлагают одно «горизонтальное» положение, а глаза- другое. Ощущения незабываемые!
Location: 27° 34’ 42″ N, 33° 55’ 24. Northwest corner of Sha’ab Abu Nuhas Reef
Access: Day or Safari boat normally from Hurghada occasionally from Sharm El Sheikh
Minimum Depth to Wreck 6m (above Bridge)
Maximum Depth to Seabed: 27m (at Stern)
Average Visibility: 30-35m
Kingstone
Местоположение: Риф Shag Rock
Глубина: 14 м.
Видимость: хорошая.
Длина: 80 м.
Водоизмещение: 1449 т.
Построен в 1871 г.
Затонул в 1881 г.
“Кингстон”. Английское грузовое судно “Kingston” было спущено на воду в 1871 году и через десять лет утонуло при переходе из Лондона в Аден.
Носовая часть судна находится далеко на рифовом массиве, возвышаясь над водной поверхностью. Основной корпус лежит на ровном киле на глубине 14 метров, винто-рулевая группа прекрасно сохранилась.
Некоторые путеводители описывают данное место под именем “Sarah H.”. Однако, как выяснил известный исследователь кораблекрушений Красного моря Питер Коллингс, судно с таким названием никогда не существовало. Автор первого путеводителя, не имея возможности идентифицировать обнаруженное судно, просто обозвал его именем дайв-мастера, с которым совершал погружение.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что у рифа Shag Rock покоится именно “Кингстон”, построенный на верфях Освальд в Ньюкастле по заказу Commercial S.S.Co.
Идеальная видимость здесь достигается благодаря постоянному переменному течению, уносящему прочь взвесь и планктон. В районе расположения Кингстоуна течение практически отсутствует. Корпус судна неплохо сохранился и выглядит сейчас совершенно фантастически.
Небольшая глубина, прекрасное естественное освещение и насыщенность различными морскими обитателями делает это место особенно привлекательным для подводной фото- и видеосъёмки.
Rosalie Moller
Местоположение: пролив Гобал.
Глубина: от 17 м.
Длина: 108 м.
Грузоподъемность: 3960т.
Построен в 1910 г.
Затонул 7 октября 1941 г.
Rosalie Moller. Название этого затонувшего судна, покоящегося на дне Красного моря, абсолютному большинству дайверов пока ничего не говорит. Это судно было обнаружено только в 1998 году в проливе Гобал в северной части Красного моря.
Судьба этого корабля очень напоминает историю Тистлегорма, хотя о нем известно не так много — корабль построен в 1910 году в Великобритании и до 1931 года носил название Francis.
В свой последний поход судно вышло с грузом каменного угля из Уэльса и обогнув Южную Африку встало на якорь перед входом в Суэцкий пролив. 7 октября 1941 года Rosalie Moller была обнаружена и атакована двумя немецкими самолетами Хенкель 111. После взрыва авиабомбы корабль пошел ко дну. Это произошло всего лишь через два дня после гибели на Красном море самого известного в настоящее время wreck а — английского военного транспорта Тистлегорма.
Это действительно настоящий wreck, мечта любого дайвера, кто хотя бы раз побывал на затонувших кораблях и испытал непередаваемую гамму ощущений. Это нетронутый корабль длиной 108 метров и грузоподъемностью 3960 тонн стоит на дне на ровном киле.
Правый якорь судна и вместе с ним 200 м якорной цепи лежат на дне. Глубина до верхней мачты составляет всего 17 метров. Корабль стал домом для многочисленных тунцов и груперов. Удивительно, но он практически не разрушен войной и морским прибоем, не разграблен сотни раз любителями сувениров и еще почти не отснят фото и видео операторами. Именно по эти причинам так скудна информация о Rosalie Moller.
Salem Express
Местоположение: Hyndman Reef
Доступ: 11 км. от порта Сафага
Глубина: 10-32 м.
Видимость: слабая
Водоизмещение: 1.105 т.
Длина: 110 м.
Построен в 1966 г.
Затонул 16 декабря 1991 г.
В ночь с 15 на 16 декабря 1991 года в Красном море на рифе Hyndman разыгралась крупнейшая морская катастрофа ХХ века. Роскошный пассажирский паром Salem Express, вышедший из Порта-Саида в Саудовской Аравии налетел на коралловый риф всего в 11 км от Сафаги.
От сильного удара открылся доступ в грузовой отсек, расположенный в носу судна и тонны воды устремились во внутрь судна. Корабль, перевозивший по разным данным от 690 до 1000 паломников возвращавшихся из хаджа в Мекку, быстро пошел на дно. Трагедия произошла за несколько минут до полуночи. От полученной пробоины Салем затонул буквально в течение нескольких минут. Спастись удалось только 180 пассажирам. Капитан корабля разделил трагическую судьбу большинства пассажиров. Красивый белый корабль лежит правым бортом на основании рифа носом на 320° с общим уклоном 15° от носа к корме. Он виден уже с поверхности — столь значительны его размеры.
За девять лет неплохо сохранились практически все элементы надстроек и такелажа.
Как правило, водолазные боты швартуются с восточной стороны судна и аквалангисты подходят к Салему со стороны киля.
Корабль можно осматривать как по, так и против часовой стрелки, но лучше это сделать с кормовой части, где видны великолепно сохранившиеся огромные винты. Наиболее интересная часть для внешнего осмотра — главная и кормовая палубы. Вдоль правого борта можно увидеть на дне несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы. Двигаясь вдоль фальшборта Вы попадаете к форштевню судна. На нем видны глубокие вмятины, оставленные коралловым рифом во время удара. Недалеко от этого места можно увидеть огромный якорь лежащий на левом борту парома. Проникновение внутрь корабля, что не приветствуется местными гидами, лучше всего делать в двух местах — через иллюминаторы ходовой рубки и через открытый люк по левому борту.
Здесь груды незакрепленных предметов лежат где попало, узкие проходы позволяют дайверам двигаться только друг за другом, поднятая ластами взвесь быстро ограничивает видимость.
Восточнее судна пространство на многие метры усеяно обломками покрытий палубы, шлюпок, такелажа и груза, сброшенного с палуб.
Погружение на Салем Экспресс требует определенных навыков и опыта погружения на затонувшие корабли.
Thistlegorm
Местоположение:в районе рифа Ша’аб Али.
Доступ: из Хургады и Шарм-Эль-Шейха.
Глубина: 16-32 м.
Длина:126 м.
Водоизмещение:5000 т.
Построен в 1940 г.
Затонул 5-6 октября 1941 г.
Самое известное судно, покоящееся в Красном море, это, пожалуй, английский паром Тистлeгорм. Корабль грузоподъемностью 5000 тонн, перевозивший военные грузы для Восьмой Британской армии, затонул, не успев совершить ни одного выстрела по врагу. В трюмах находился большой арсенал взрывчатки — противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Там же находились параваны — приспособления, внешне напоминающие торпеды, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.
Пройдя вокруг Африки и оставив за кормой 12000 миль Атлантического и Индийского океана Тистлегорм 6 октября 1941 бросил якорь недалеко от входа в Суэцкий залив. Той же ночью он был обнаружен немецким самолетом Хенкель 111 и сразу же атакован. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме. В результате корабль переломился на две части и затонул на глубине около 30 метров.
Этот корабль обнаружила команда Жака Ива Кусто. Позже в своих очерках великий мэтр морей и океанов не раз восхищался величественной картиной.
На вечном приколе осталось вооружение, которое перевозил Тистлeгорм: развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы, грузовые автомобили, боеприпасы… Все это застыло в немом оцепенении, и лишь множество тропических рыб, поселившихся в его отсеках, нарушают покой. И, конечно, неутомимые дайверы…
При первом погружении, пройдя над верхней частью кормы на глубине 33 м, можно осмотреть пулемет и зенитную установку — 25 м, двигатель в дальнем конце — 28 м. Возможен также осмотр упавшего с палубы во время взрыва локомотива. Затем следует новый подъем вдоль палубы. 2-е погружение совершается в трюм корабля через грузовую шахту, в носовом трюме находятся винтовки, резиновые сапоги и ящики с медицинскими принадлежностями, а на самом верхнем уровне — мотоциклы BSA и автомобили «Morris». Во втором трюме расположен грузовики «Bedford», мотоциклы и автомобили. В третьем трюме находятся ящики с амуницией и ручные гранаты. В четвертом трюме — гусеничные MK II…
Один из минусов этого «рэка» — его невероятная популярность. «Обхаживают» его почище египетских пирамид. Этот минус — следствие относительной легкодоступности судна для ныряльщиков. Его можно осмотреть как во время длительного морского сафари, так и с помощью однодневных вылазок.
Umbria
Местоположение: Wingate Reef.
Глубина: 40 м.
Длина: 150 м.
Водоизмещение: 4600 т.
Затонул в 1940г.
Umbria, итальянское военное транспортное судно длиной 150 метров и водоизмещением 4600 тонн. В 1940 году в районе Порт-Судана английские корабли загнали транспорт на Wingate Reef, после чего корабль затонул на глубине 40 м. В трюме судна находится 360000 авиабомб, автомобили Фиат, автопокрышки и цемент.
sola K» и «The Ghiannis D» лежит «The Carnatic». Она столкнулась с рифом в 1869 году, разбилась и затонула в течение последующего дня, т.к. погода ухудшалась. Это был почтово-пассажирский корабль, принадлежавший компании «P&O» и история рассказывает, что восемь тысяч ее сорока тысяч брусков золота остаются не извлеченными (?). Ее корабль-сестру «The Pera Alma» постигла похожая судьба и сейчас этот корабль лежит на рифе Mushajirah в Йемене.